Обнинское городское собрание

Елена Цивцивадзе. День в истории

07.05.2022 09:50

Что запомнила мама о войне на Калужской земле…

Моя мама Тамара Петровна Евдокимова всю жизнь проработала учителем. А в войну ей было шесть… Томочке Шершнёвой. Столько же, сколько сейчас моей внучке.                                                                                         

Можно ли что-то помнить спустя десятилетия после начала войны, если увидел это ребёнком? Её воспоминания отрывочны. Как сон. Прошло почти 80 лет…

Она запомнила, как отходили наши войска. Медленно и молча шли из города Кондрово через её родную деревню Прудново в сторону Медыни. Шли наши солдаты, впереди — командир, опустив голову. А на обочине дороги стояли и плакали бабушки и женщины, не осознавая, что будет дальше. А дети бегали вокруг и радовались, что видят так много военных и пытались идти в ногу с ними в один ряд. Матери шикали на детей и удерживали за руки. 

Она запомнила, как пришли в деревню немцы. По-хозяйски расположились в доме родителей моей мамы, согнав всю семью за печку на кухне, а сами стали растапливать печь соломой, чтобы быстрее согреться с мороза. Дом опутали проводами, на чердаке развесили антенны. Дом стоял на краю деревни, был крепким, построенным перед войной, поэтому понравился немцам. Здесь обосновались связисты, а рядом, в соседнем доме обустроили штаб. Бабушку не выгнали, оставили прибираться. А дети поначалу жили на печке.

Мама запомнила, как однажды, сидя с братишкой на печке, увидели «толкушки». Похожими хозяйки толкли в мирное время картошку. Дети вытащили их и стали рассматривать. Вдруг, в дом вошёл немец, увидел их за этим занятием, жутко закричал и упал на пол. Выскочила из-за печки бабушка, отобрала «толкушки», аккуратно положила на место, и давай, опережая немца, хлестать по щекам малышей, громко ругаясь, чтобы немец понял, что она строго наказывает детей. Оказалось, это – гранаты, которые немцы положили до времени. А строго наказывала бабушка затем, чтобы немец сам не убил.

После этого случая семью из дома выгнали, хотя были уже морозы конца 1941 года. Пришлось идти жить к дальней родне на другой край деревни. В тесноте, да не в обиде. А на ночь уходили спать в землянку, боялись, что не успеют убежать, если подожгут дом. Такое бывало в деревне. Землянку выкопали старшие дети родственников. Спали вповалку все вместе, чтобы не замёрзнуть.

Запомнила мама, как прятали от немцев сало и другой скудный провиант. Снега в ту зиму было много. За сараем его навалило до крыши. Так вот, бабушка в задней стенке сарая оторвала несколько досок, раскопала снег изнутри как берлогу. И туда провизию прятала, закрепив потом доски обратно.

Взрослых женщин выгоняли на целый день чистить дорогу от деревни до города. Снежные горы вдоль обочины были в рост человека и создавали тоннель. Маленькая мама вместе с другими детьми носила на дорогу родным что-то поесть – картошку, свёклу, репу. На женщин кричали, если они надолго останавливались и не раскапывали ледяные сугробы. Эти снежные насыпи казались детям высокими горами. Они пытались скатываться с них как с горки, за что получали затрещины от полицаев. Темнело быстро, и домой возвращались сквозь снежный тоннель с длинным отрезком звёздного морозного неба в вышине.

Маленьким ребёнком мама увидела, как немцы убивают. Однажды они взяли в плен двух наших солдат, наверное, разведчиков. Раздели до исподнего и провели по длинной деревне сначала по одной стороне улицы, потом по другой. Русские солдаты были босиком, и маленькая мама всё переживала, что им холодно. На краю деревни как раз за домом бабушки солдат расстреляли. Женщины послали мальчишек, и те сунулись забрать русских солдат, чтобы по-христиански похоронить, но немцы запретили. Так и лежали ребята за сараем, пока деревню не освободили наши. А маленькая мама всё жалела, что раздетым солдатикам холодно лежать на снегу так долго. Погода в эти дни стояла очень морозная…

А ещё маме запомнилось освобождение деревни. Весь день за леском слышалась стрельба, взрывы, рёв и грохот машин, чёрный дым. К вечеру немцы вернулись в деревню грязные и злые, наскоро собрались и на машинах умчались наутёк, всё в доме разворошив.

Ночью было тихо. А утром, когда стало светать, взрослые, вдруг, заметили маячившие между тёмными деревьями на опушке леса белые силуэты. «Наши!..».

 Разведчики не решались напрямую идти в деревню по полю. Не знали, есть ли здесь враги. Тогда бабки послали ребят постарше по полю за нашими. Мальчишки что есть мочи, опережая друг друга, по колено увязая в снегу, побежали через поле сообщить, что деревня свободна. Разведчики оказались лыжниками в белых маскхалатах, они быстро добрались до крайнего дома – дома бабушки. Радость от встречи с русскими солдатами-освободителями переполняла всех.

А через несколько дней по дороге в город вели колонну пленных немцев. А вдоль дороги по обочине стояли местные жители и плевали им в след. Мамин старенький дедушка Фёдор, которого не взяли на службу по возрасту, кричал нашим охранникам-конвоирам: «Ребятушки, дайте мне ружьё, я их сейчас сам расстреляю, супостатов». «Нельзя, дедушка, судить их будем. Ты не беспокойся, эти сволочи своё получат по-полной».

Но самое радостное воспоминание военного детства моей маленькой мамы, когда объявили День Победы.

Было ничем не примечательное утро. Мама уже училась тогда в начальной школе и ходила туда каждый день несколько километров из деревни Прудново в город Кондрово. Причём в этот день у неё случилась беда. Пузырьки с чернилами в школу ребята носили с собой в мешочках на верёвочке, привязав их к сумке. По дороге девчонки подрались с мальчишками. И кто-то, размахнувшись, ударил маму сумкой с тетрадками, к которой был привязан чернильный пузырёк. Чернила пролились и испачкали её единственное школьное платье. Дома маму ждала непременная выволочка. До школы дошли еле-еле.

Среди урока, вдруг, в класс вбежала пожилая завуч и радостно закричала «Победа!!!».

Всеобщей радости не было предела! Уроки, конечно, отменили, всех отпустили по домам. И на этот раз из школы до дома эти несколько километров все бежали наперегонки, опережая маленькие больших и большие маленьких. Всем и каждому хотелось сообщить родным эту самую главную и самую радостную новость первыми – Победа!!!!! Про испачканное платье никто даже не вспомнил. При чём тут платье? ПО-БЕ-ДА!!!

 
Елена Цивцивадзе
Поделиться:
Читать все новости »