Обнинское городское собрание

Новый федеральный закон определит полномочия местного самоуправления

27.01.2022 09:16
Вчера в Москве начальник отдела по связям с общественностью Обнинского городского Собрания, член Федерального экспертного Совета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления при комитете Государственной Думы РФ Алексей Максименко принял участие в экспертных слушаниях, посвященных новому законопроекту. В настоящее время в Государственной Думе принят в первом чтении проект федерального закона N 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Законопроект был подготовлен сенатором Российской Федерации Андреем Клишасом и депутатом Государственной Думы Павлом Крашенинниковым для развития положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти.
 
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
 
Федеральный закон N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят 6 октября 2003 года. Тогда за городскими округами закреплялись полномочия по 27 вопросам местного значения. За прошедшие 18 лет в закон вносились многочисленные изменения, и сейчас количество вопросов местного значения достигло 50. При этом расширение этого списка не всегда подкреплялось увеличением финансирования.
 
Авторы рассматриваемого в ходе экспертных слушаний законопроекта по сути предлагают переориентировать местные самоуправления (далее — МСУ) на решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. В связи с этим законопроект предусматривает уточнение компетенции органов МСУ в целях приведения ее в соответствие с правовой природой.
 
СУТЬ ЗАКОНОПРОЕКТА
 
Основы организации МСУ в предлагаемом законопроекте остаются неизменными: структура органов местного самоуправления включает представительный орган муниципального образования (далее — МО), главу муниципалитета, местную администрацию, контрольно-счетный орган МО, иные органы, предусмотренные уставом МО и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
 
Нововведение заключается в реализации предусмотренной Конституцией Российской Федерации возможности участия органов государственной власти в формировании органов МСУ. В частности, избрание главы МО местным представительным органом осуществляется из своего состава либо из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Глава МО, избранный представительным органом из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом, всегда возглавляет местную администрацию. Кроме того, данной законодательной инициативой устанавливается, что глава муниципалитета, который руководит местной администрацией, одновременно замещает и государственную должность российского субъекта, и муниципальную должность.
 
Данным законодательным проектом ужесточается ответственность глав муниципалитетов и руководителей местных администраций перед региональными руководителями. Так, систематическое невыполнение ключевых показателей эффективности, определенных для органов местного самоуправления, станет одним из оснований для снятия их с занимаемой должности. Сделать это смогут региональные руководители.
 
Также главы российских субъектов получат право выносить руководителям муниципалитетов и местных администраций предупреждение, объявлять выговоры за неисполнение ими своих обязанностей.
 
Законопроект исключает понятие «вопросы местного значения», закрепляя за органами местного самоуправления полномочия по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения вплоть до развития внутридворовых территорий. Дополнительными полномочиями органы местного самоуправления могут быть наделены Законом субъекта Российской Федерации.
 
- Но и здесь очень много вопросов. Например, за местными муниципалитетами остается утверждение правил благоустройства, а вот организация исполнения требований этих правил перераспределяется между разными субъектами, контроль за которыми может теперь осуществляться только в рамках 248-ФЗ, что существенно сокращает возможности муниципалитетов по благоустройству в целом. На местные самоуправления ложится обеспечение доступности медицинской помощи. Важная работа во время пандемии, но что она включает? Вызов врачей, подвоз пациентов, «горячие линии»? Если предусматривать в законе механизм возврата полномочий на муниципальный уровень, то как они будут стыковаться со всей системой амбулаторной медицинской помощи, которая давно передана в сферу ответственности субъектов РФ? — отметил Алексей Максименко в ходе обсуждения.
 
К положительным сторонам законопроекта эксперты отнесли исключение из обязательной компетенции органов местного самоуправления вопросы организации и осуществления мероприятий по территориальной и гражданской обороне, мобилизационной подготовке, созданию аварийно-спасательных служб. Предлагается закрепление данных полномочий за органами местного самоуправления только по решению субъектов Российской Федерации.
 
ПОЛЕ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
 
Однако, вызывает обеспокоенность сама механика нового разграничения полномочий: будет ли учитываться мнение муниципалитетов при наделении их дополнительными полномочиями; обязан ли субъект Российской Федерации указывать источники финансирования при наделении органов местного самоуправления дополнительными полномочиями; сможет ли субъект самостоятельно осуществлять полномочия в рамках обсуждаемых агломераций. Распределение функциональной нагрузки в единой системе публичной власти требует очень кропотливой работы, которую в рамках формирования нового законодательства о местном самоуправлении ещё только предстоит провести.
 

#депутатыобнинска #ОбнинскГородПервых #Обнинск #Обнинскоегородскоесобрание 

Поделиться:
Читать все новости »