- 80-летие Победы в Великой Отечественной войне
В военные годы боевой дух солдат поддерживали произведения советского искусства: кино, музыка, литература.
Поэма «Василий Тёркин» – это не просто произведение о войне, а портрет солдата, олицетворение мужества, стойкости, человека с чувством юмора. Простой русский парень сразу полюбился фронтовикам - от солдата до маршала. Георгий Константинович Жуков сказал: «Трудно даже оценить, какую огромную роль сыграл «Василий Теркин» во время войны. Да, фронтовую армейскую жизнь Твардовский знал… Быть может, лучше многих военных.»
Первые главы поэмы были написаны и опубликованы 4 сентября 1942 гогда на территории будущего Обнинска. Об этом пишет заведующая отделом современной истории музея истории города Обнинска Наталья Прусакова в книге «События Московской битвы. Образы времени».
Штаб Западного фронта был передислоцирован в район разъезда Обнинское Московско-Киевской железной дороги 23 мая 1942 года. От разъезда в лесной просеке в сторону здания испанского детского дома была проложена ветка, на которую вскоре прибыл поезд-типография газеты Западного фронта «Красноармейская правда».
Большой радостью для журналистов «Красноармейской правды» стало известие о зачислении в состав редакции известного поэта Александра Трифоновича Твардовского.
В середине июня 1942 года, во время пребывания в Обнинском, он записал в своей рабочей тетради, что «возвратился к мысли о продолжении поэмы о Василии Тёркине». Друзья по редакции были свидетелями, как одна за другой рождались главы известной поэмы. Твардовский жил в пятиместной брезентовой палатке в берёзовой роще, вставал раньше всех, уходил в лес, садился на поваленное дерево и сосредоточенно работал.
Художник Орест Георгиевич Верейский, проиллюстрировавший впоследствии поэму, вспоминал, как поэт читал в типографии ещё не опубликованные главы: «Полутёмный от маскировки салон-вагон редакции был заполнен людьми. Твардовский сидел у стола, и заметно было, как он волнуется. Он начал читать вступление к поэме. С первых строф в вагоне установилась тишина, несмотря на то, что народу сильно прибавилось и у раскрытых дверей кучкой стояли солдаты. Звучал лишь голос автора. Мы слушали эти слова – единственные, точные, незаменимые – и радовались, и удивлялись им».
Источник: Н.А. Прусакова. События Московской битвы. Образы времени: Музейный проект; Музей истории города Обнинска. – Калининград: Аксиос, 2015 – с. 236–249